недвижимостьЦИАН - база объявлений о продаже и аренде недвижимостиhttps://www.cian.ru/help/about/rules-legal/НовостройкиВторичнаяЗагороднаяКоммерческаяАренда

«Привидения» с электромотором: что ждет самокаты в российских мегаполисах

5 243
«Привидения» с электромотором: что ждет самокаты в российских мегаполисах
Как кикшеринг повлиял на жизнь в городе и изменят ли самокаты городскую среду

Электросамокаты и сервисы по их аренде ворвались в нашу жизнь так же стремительно, как теперь некоторые их пользователи носятся по тротуарам. Размеренные пешеходные будни российских городов круто изменились за последние пару лет. Появление нового транспорта часть россиян восприняла с энтузиазмом: вот она, недорогая и комфортная альтернатива автомобилю. Другие же относятся к самокатчикам с нескрываемым раздражением и откровенно побаиваются микромобильных устройств. Прийти к компромиссу в этом вопросе обществу еще предстоит. Но очевидно, что российские города больше не будут прежними. В этом материале мы постарались разобраться, что сейчас происходит вокруг кикшеринга и как появление самокатов изменит городскую среду.

Транспорт будущего? 

Первая кикшеринговая служба (кикшеринг — общее название сервисов краткосрочной аренды электросамокатов — Ред.) открылась в России весной 2018 года. Тогда в Москве начала свою работу система «Делисамокат» — родственная «Делимобилю» структура под управлением той же компании. Менее, чем за три года этот рынок совершил грандиозный скачок. Сегодня на нем насчитывается около 20 игроков, но лидирующие позиции занимают несколько крупных компаний: Whoosh, Urent, Red wheels, Eleven. О планах запустить собственный кикшеринговый сервис недавно заявил «Яндекс».   

Общий объем рынка в 2021 году может вырасти с текущих 2 до 10 миллиардов рублей

Секрет широкой популярности кикшеринга в том, что это не только весело, но и практично. Согласно статистике компании Whoosh, в 65% случаев клиенты используют самокаты именно как средство передвижения из точки А в точку Б. Электротранспорт как «рабочий инструмент» все чаще выбирают курьеры из служб доставки еды. Да и многие офисные сотрудники, уставшие от ежедневных пробок в мегаполисах, не прочь преодолеть так называемую «последнюю милю» (расстояние от остановки или парковки до офиса или дома) на электрической тяге. 

Кроме того, кикшеринг может потягаться и с такси: это вполне приемлемая альтернатива для тех, кто не любит разговорчивых водителей, опасную езду и дорожные заторы в часы пик. РБК со ссылкой на данные института «Урбаника» писал, что уже в 2019 году количество электросамокатов на рынке аренды превысило число велосипедов. 

Высокие темпы роста показывает и розничная продажа средств индивидуальной мобильности (СИМ) — так самокаты, моноколеса и другой современный электротранспорт называют в официальных документах. По данным сети «М.Видео-Эльдорадо», которые приводила «Российская газета», год назад доля электросамокатов в общем объеме продаж персонального электрического транспорта составляла 77%.   

Предпосылок у столь бурного роста популярности самоката сразу несколько. Например, гораздо меньшая по сравнению с автомобилем цена при хороших скоростных показателях (скорость арендных самокатов ограничена 20-25 км/ч, но индивидуальные в зависимости от модели могут разгоняться до 80 и даже 100 км/ч). Плюс к тому, чтобы управлять СИМ в России пока что не нужны права: купил/арендовал и поехал.

Еще одно преимущество нового транспорта — высокая мобильность: на электрическом коне удобно объезжать пробки, его можно оставить на велопарковке, пристегнуть к забору или вовсе загнать домой. А еще пользователей привлекает индивидуальность этого транспорта, ставшая особенно актуальной во время пандемии, и его экологичность. 

Все это делает электросамокаты очень перспективным видом транспорта, за которым эксперты видят большое будущее. Но, как и все новое, тренд на микромобильность встречает сопротивление. Исходит оно как от властных структур, которые пока точно не знают, как реагировать на резкую смену транспортной формации, так и от общества, часть которого видит в электросамокатах угрозу пешеходам. Далее мы попробуем разобраться в аргументах всех участников идущего сейчас диалога о будущем СИМ.

Едут как хотят: правовой статус электросамокатов 

Трудно спорить с тем, что самокаты на улицах российских городов могут представлять опасность для окружающих. Устройство массой в 30-35 килограммов, управляемое вдвое более тяжелым человеком и движущееся со скоростью даже в 20 км/ч, — достаточно весомый «снаряд», чтобы после столкновения и пешеход, и водитель отправились в больницу. Согласно статистике, таких случаев действительно становится больше. 

По данным московского Центра организации дорожного движения, в 2020 году в столице произошло 156, а всего по России — 331 ДТП с участием самокатов и моноколес. Это на 180% выше показателей 2019 года. Причем, эти цифры совсем не отражают реальной картины.

Дело в том, что правовой статус самокатов с электромотором на данный момент не определен

Действующая редакция ПДД позволяет отнести их владельцев и к лицам, которые управляют транспортными средствами, и к пешеходам. Сами же самокаты сейчас «зависли» где-то между велосипедами и мопедами.

Но это в теории, на практике же государственные структуры и вовсе не воспринимают их как транспорт. Поэтому и на случившиеся с ними аварии ГИБДД выезжает, только если вторым их участником является автомобилист. Случаи столкновения с пешеходами без тяжелых последствий никто не фиксирует.  

На посвященной будущему индивидуального электротранспорта конференции ОНФ, две недели назад прошедшей в Москве, заместитель директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Александр Брянцев сообщил о 12 пациентах, поступивших в институт с травмами из-за электрических самокатов. По словам врача, никто из детей не погиб, но повреждения были достаточно серьезными. И при столкновении, и при падении велик риск получить перелом или черепно-мозговую травму. 

Но даже с учетом погрешностей статистика по авариям и пострадавшим от СИМ не идет ни в какое сравнение с аналогичными цифрами для автотранспорта. С тем, что самокаты намного безопаснее машин, согласны и в ГИБДД.  На том же круглом столе ОНФ начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, полковник Дмитрий Митрошин сообщил, что в 2020 году на автодорогах было зафиксировано 6 летальных случаев, связанных с самокатами, и 16 тысяч смертей в автомобильных ДТП.  

И все же необходимость государственного регулирования в сфере микромобильности сложно отрицать. По этому пути сегодня пошли во всех развитых странах. К примеру, в Германии кикшеринг оставался под запретом до 2019 года, пока правительство не приняло необходимой законодательной базы. Ездить там можно только по велосипедным дорожкам. Во Франции электросамокаты также могут передвигаться только по велодорожкам или улицам, где скорость движения ограничена 50 км/ч. Власти Англии до сих пор запрещают горожанам иметь личные электросамокаты, легальные кик-сервисы там только начинают тестовый период работы, и для аренды самоката нужны права. 

На этом фоне Россия до сих пор выглядит как довольно либеральная в отношении СИМ страна

Это, с одной стороны, приводит к бурному росту кикшериногвого бизнеса. А с другой — ко вседозволенности отдельных пользователей этих сервисов, которые в буквальном смысле делают на дорогах и тротуарах все, что хотят: встают за руль пьяными, скрываются с места ДТП и даже избивают недовольных пешеходов. 

Но хотя законы нужны, в ближайшем будущем ситуация вряд ли изменится. Несмотря на то, что Минтранс подготовил уже несколько редакций поправок в правила дорожного движения относительно средств микромобильности, правительство пока оставляет их без внимания. 

По всей видимости это связано с действующим у нас мораторием на изменение ПДД, из-за которого в правила нельзя вносить отдельные правки, можно только переиздать их целиком. А это требует длительной совместной работы всего госаппарата: министерства транспорта и ГИБДД (формулировка поправок), Минпромторга (сертификация СИМ для разделения их на разные категории, чего сейчас нет),  Думы и правительства.  

Что предлагает Минтранс   

Новый пакет поправок, который министерство транспорта недавно направило для согласования в ГИБДД, распространяется только на СИМ с электрическим двигателем. Ранее сообщалось, что под регулирование чиновники собираются подвести вообще все индивидуальные устройства для передвижения на колесах: от обычных самокатов до роликов. Однако после совещания с экспертами ГАИ в Минтрансе отказались от этой затеи. 

Нежизнеспособной признали и идею привязать классификацию СИМ к мощности электродвигателя. Проконтролировать это почти невозможно: моделей самокатов, гироскутеров и моноколес очень много, на их корпусах мощность не указывается, а возить с собой техпаспорт владельцы не обязаны. Остановив человека на улице, инспектор просто не сможет выяснить, какой двигатель установлен на его устройстве.       

Исходя из этого, под контроль решили взять скорость и массу средств микромобильности

Максимальный вес СИМ предлагается ограничить 35 кг, а скорость — 20 км/ч на тротуаре и 25 км/ч на проезжей части. Причем, в пешеходных зонах ограничение будет еще строже, а кое где ездить и вовсе будет нельзя. Пешеходы во всех случаях будут иметь приоритет перед владельцами СИМ. 

Устройства тяжелее установленной нормы не попадут под полный запрет, однако на них нельзя будет выезжать на тротуары. Также для регулирования движения СИМ планируется разработать новые дорожные знаки.   

Еще одно принципиальное отличие от текущего положения дел — электросамокаты и иже с ними в случае принятия поправок станут полноценными транспортными средствами, во время перемещения на которых владельцы будут терять статус пешеходов. Управлять ими не смогут дети до семи лет, а также нетрезвые граждане. О необходимости получения прав на управление электросамокатами и гиросткутерами в поправках не упоминается.  

За введение единых и четких правил выступают и сами кикшеринговые компании. Так, в комментарии Русской службе BBC пресс-секретарь Whoosh Юлия Камойлик описала свое видение оптимального решения проблемы:  

– Развести потоки пешеходов, велосипедов и маломощных самокатов, мощных самокатов и мопедов. Необходимо четко определить место и правила, где может двигаться маломощный самокат со скоростью до 20-25 км/ч, установить размеченные на асфальте парковки с регулярностью на расстоянии 150-200 метров, законодательно ограничить максимальную скорость 20-25 км/ч и культивировать знания ПДД и культуры управления СИМ.

Кнут без пряника: непопулярные решения местных властей  

Поняв, что федеральные власти не спешат уделять проблеме много внимания, к решению судьбы российского кикшеринга все активнее стали подключаться чиновники на местах. При этом не всегда муниципальные служащие настроены конструктивно.

Самый яркий тому пример — недавняя остановка работы шеринга самокатов в Санкт-Петербурге. Администрация культурной столицы ограничила скорость передвижения СИМ на центральных улицах до 10 км/ч. После этого ведущие игроки рынка объявили о прекращении работы. При таком раскладе она попросту бессмысленна. Вместе со скоростью те, для кого самокаты — транспорт, теряют выигрыш во времени, а значит и интерес к их аренде.  

На резкие меры Смольный пошел после ряда неприятных инцидентов. В нескольких случаях самокаты травмировали маленьких детей, еще в одном пьяные арендаторы сбили пешеходов дважды за ночь, вдобавок избив одного из них и сломав ему ребра. 

Одновременно с мэрией этими ситуациями заинтересовался следственный комитет. В офисе одной из кикшеринговых компаний (на видео с места происшествия можно заметить, что нападавшие арендовали самокаты с желтой расцветкой, как у Whoosh) прошли обыски. Сервис обвинили в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, а самокаты начали принудительно изымать с городских улиц.  

В своем релизе СК отметил, что компания «из корыстных побуждений, пренебрегая безопасностью иных участников движения, предоставили электросамокаты в краткосрочную аренду двум молодым людям в возрасте 20 и 21 года», а также «не приняла мер, обеспечивающих безопасность движения пешеходов, которые и были не предусмотрены правилами использования».  

Вскоре появились сообщения о следственных действиях в отношении других кикшеринговых сервисов. Все это привело к полной остановке проката в Северной столице

Такие действия властей встретили критику со стороны экспертного сообщества. К примеру, запрет осудил Общероссийский народный фронт, отметивший, что «средства индивидуальной мобильности — не развлечение, а повседневный транспортный инструмент жителя современного мегаполиса, контролировать же безопасность пользователей и окружающих вполне способны компании-операторы. Дело власти — создать инфраструктуру, разделить потоки пешеходов и микротранспорта».

avatar

Олег Леонов,эксперт ОНФ, координатор поискового отряда «ЛизаАлерт»

Руководители Санкт-Петербурга пошли по привычному пути кнута без пряника. Запретить гораздо проще, чем разбираться и стимулировать безопасное поведение. Уверен, что Москва, которая по праву считается одним из самых передовых городов мира, не станет спешить с запретами, как Питер. Пользователи индивидуальных средств мобильности — активные, современные люди, они устали от того, что с ними поступают, как с неразумными детьми: нельзя и всё. Петербургская власть выбрала простой, но неконструктивный, несовременный путь, который не решает проблему, а глубже загоняет ее в тень.

Однако Питер — не единственный пример подключения к ситуации силовиков. В мае СК проводил проверку кикшеринговых компаний Новосибирска. Основания были теми же — наезды на пешеходов и травмирование детей. О своем намерении убрать самокаты с тротуаров и от остановок, а также обязать кик-сервисы оплачивать использование муниципальной территории заявляла новосибирская мэрия. Правда, в итоге конфликт удалось вывести в конструктивное русло: муниципалитет уже урегулировал отношения с сервисом Urent и сейчас готовится к переговорам с Whoosh. 

Пока правовой статус СИМ не уточнен, в некоторых регионах госавтоинспекция наказывает самокатчиков как водителей мопедов, если мощность электродвигателя их устройства превышает 250 ватт. Это тоже весьма спорная практика. На упоминавшемся выше круглом столе ОНФ начальник центра безопасности дорожного движения МВД, полковник Дмитрий Митрошин выступил против приравнивания мощных электросамокатов к мопедам, поскольку они имеют разные характеристики безопасности и управляемости.  

Неоднозначный пример подают и власти Татарстана, где суды лишают владельцев СИМ прав на управление авто, если их ловят на пьяной езде. Духу закона это, может, и не противоречит, а вот насчет соответствия его букве можно дискутировать.     

Инициативы бизнеса 

Собственные меры для повышения безопасности электросамокатов разрабатывают и операторы кикшеринга. В большинстве мегаполисов страны они ограничили максимальную скорость своего флота (в кикшеринге используется именно этот морской термин — Ред.) 25 км/ч. Кроме того, совместно с властями компании выделили особые «медленные зоны», где самокат не может разогнаться больше 15 км/ч. Обычно это самые людные места города, где велик риск столкновения с пешеходами. 

У ведущих игроков рынка также доступна услуга страхования поездки. Это увеличивает ее стоимость на 30-35 рублей, но зато при попадании в ДТП арендатор получит компенсацию за ущерб здоровью и порчу имущества. 

В данный момент кик-сервисы внедряют еще один механизм — безусловное страхование, которое покрывает ущерб даже в том случае, если платная страховка не активирована. Чуть больше недели назад такая услуга появилась у сервиса Urent. 

А несколько дней назад этот же шеринг заявил о намерении инвестировать 100 миллионов рублей в образовательные проекты для обучения пользователей самокатов в 20 городах России. 

В компании Whoosh недавно поделились планами технического усовершенствования самокатного флота. Руководство сервиса обещает, что в будущем устройства научатся определять вес пользователей и не будут работать при нагрузке меньше 40 и больше 120 кг. Это нужно, чтобы самокатами не пользовались маленькие дети и пары (катание вдвоем может быть романтичным или экономичным, но не может быть безопасным).    

Кроме того, Whoosh собирается научить свои самокаты анализировать манеру езды пользователей, вычисляя лихачей. Видимо, как раз для них кик-сервисы готовят единый черный список, о чем заявил глава ассоциации операторов кикшеринга Дмитрий Петрожицкий. 

Катализатор развития городской среды  

Не менее важным, чем правовой статус самокатов, вопросом является то, насколько российские города готовы «принять» новый вид транспорта. По единодушному мнению экспертов, инфраструктуры для комфортного перемещения на СИМ сегодня не хватает даже в передовой с точки зрения урбанистики Москве. 

Общемировой является практика «перевода» самокатов на велосипедную инфраструктуру: велодорожки и велополосы на автомобильных магистралях. Однако в столице сегодня есть всего 39 километров постоянных велосипедных путей. Этим летом власти пообещали открыть еще около 22 километров временных дорожек, но и это — лишь капля в море. Урбанист Александр Василюха считает отсутствие условий для комфортного передвижения главной проблемой кикшеринга в России и одновременно — главной потенциальной точкой роста. 

avatar

Александр Василюха,Урбанист

В долгосрочной перспективе это будет способствовать развитию велосипедной инфраструктуры. Но сейчас у нас в стране в принципе нет ничего для людей, которые передвигаются со скоростью, чуть большей, чем пешеходы. Вся дорожная система создана под автомобилистов. Велосипедных полос на дорогах так мало, что люди не привыкли видеть на них велосипеды, а тем более самокаты. Стандартная ситуация — когда перед едущим по выделенной полосе человеком резко открывается дверь соседнего автомобиля. А все потому, что альтернативный транспорт у нас воспринимают как инструмент рекреации, а не средство передвижения. С этой точки зрения нынешний резонанс — это хорошо, потому что чиновники наконец обратят внимание на проблему. 

Если посмотреть на карту московских велодорожек, действительно можно увидеть, что большая их часть располагается в парках, скверах и возле них. Отдохнуть, катаясь по этим маршрутам, можно, а вот добраться куда-то без выезда на тротуар или проезжую часть — вряд ли. Единственное исключение — велополоса в пределах Бульварного кольца, связывающая несколько бульваров в центре столицы и оснащенная всем необходимым для безопасного передвижения. 

В остальном же, по мнению Александра Василюхи, качество инфраструктуры «не для автомобилистов» у нас оставляет желать лучшего. Практику, когда велосипедную разметку рисуют на обычном тротуаре, урбанист и вовсе называет профанацией. По его мнению, это не работает и только порождает конфликты с пешеходами, потому что потоки по-настоящему не разделены. Поэтому велосипедисты, в основном, ездят по проезжей части, а это при отсутствии выделенных полос довольно опасно. 

Точно в такой же ситуации сейчас оказались пользователи электросамокатов, и это требует скорейшего решения. Ведь из-за своей массы и скорости СИМ представляют гораздо большую угрозу для окружающих, чем велосипеды.

avatar

Александр Василюха,Урбанист

Но потенциал и место для развития необходимой инфраструктуры в России есть. Спасибо советской застройке за то, что у нас широченные улицы, особенно магистрали, на которых вполне хватит места и машинам, и другим видам транспорта. Было бы желание. Пока же вводимые кик-сервисами ограничения по скорости — хорошее начало урегулирования ситуации.  

Грамотная интеграция микромобильных устройств в транспортный и пешеходный потоки российских мегаполисов — важнейшая проблема, снять которую может только развитие соответствующей инфраструктуры или же полный запрет СИМ. Но даже несмотря на крепкие традиции «непущания» в нашей стране, второй исход теперь маловероятен. СИМ — это будущее, которое уже наступило, изменив наши города. Когда за этими переменами поспеет инфраструктура — другой вопрос, ответа на который у нас нет. Судя по всему, пешеходам, самокатчикам и автомобилистам сначала все-таки придется научиться добрососедству на тротуарах и в крайней правой полосе.

Комментарии 0
Сейчас обсуждают
редакцияeditorial@cian.ru